...Строго говоря, государства, именовавшегося Византией, никогда не
существовало — его самоназванием было «Империя ромеев»; отсюда
происходят распространенное на латинском Западе «Романия», равно как и
турецкое «Рум». Византий был древнегреческим городом на берегу Боспора,
но по иронии судьбы он перестал быть Византием как раз в тот момент,
когда родилась Византийская империя: превращение Византия в
Константинополь, в столицу Империи ромеев, — один из наиболее заметных
признаков возникновения нового государства. И наоборот, научный и
условный термин «Византия» для обозначения уже не города, но государства
был введён учёными-гуманистами как раз после того, как Империя ромеев
перестала существовать, завоеванная турками...
Книга возникла как курс лекций, прочитанных сперва в Петропавловском
педагогическом институте (Казахская ССР), затем на классическом
отделении филологического факультета МГУ. Информация преподнесена в научно-популярной форме.
В аудиокниге даётся всесторонняя картина жизни Византийской империи X—XII вв.
Это был период экономического и культурного расцвета, время, когда в
основном сформировалось то, что составило сущность византинизма.
Читатель получит представление о многообразных внутренних связях в жизни
Византии, познакомится с ее различными сторонами, начиная от природных и
материальных условий и кончая эстетическими воззрениями и богословскими
спорами. Работа сочетает строгую научность с доходчивостью и ясностью
изложения. Её с увлечением прочтут не только специалисты, но и все, кто
интересуется проблемами истории и культуры средневековья.
Все треки сохранены в формата MP3 192 кб/сек.
Для ознакомления предлагаем Вам прослушать первую лекцию из аудиокниги. Текст книги в библиотеке Historic.Ru: Каждан Александр Петрович 'Византийская культура'.
Каждан Александр Петрович (1922—1997)
Александр Петрович Каждан (Александр Пейсахович, англ. Alexander Kazhdan; 1922, Москва — 1997, Дамбертон-Окс, США) - историк-византинист, один из крупнейших специалистов по Византии ХХ века, редактор фундаментального «Оксфордского словаря Византии».
Каждан родился в купеческой семье в Москве. После революции семья познала голод и лишения. Отец Песя (Песах) Эфрон, или в русской версии Петр Израилевич Каждан, стал одним из ведущих специалистов по технологии изготовления смазочных масел в строящейся советской танковой промышленности. A. П. Каждан тоже познал гонения. Из-за буржуазного происхождения перед ним были закрыты двери вузов в Москве. Каждан закончил Уфимский пединститут. После защиты диссертации в 1946 г. двери московских научных институтов опять оказались закрыты перед ним, на сей раз, из-за его «космополитической» национальности. Cемье пришлось скитаться по внештатным должностям в глубинке.
В 1944 г. Каждан женился на Римме Извянской (которую все знавшие её звали Мусей). В 1944 г. родился сын Дмитрий.
С 1956 г. профессор Александр Каждан работал в Институте истории Академии Наук СССР. Среди них научные книги и статьи, статьи в ведущих советских энциклопедиях, переводы античных и средневековых авторов, научно-популярные публикации и книги. Каждан участвовал в редколлегии журнала «Византийский вестник». Дискуссионные статьи Каждана охотно печатал Александр Твардовский в «Новом мире». В 1975 г. сын Каждана Дмитрий получил приглашение занять кафедру профессора в Гарвардский университет (США).
Жизнь Александра Петровича усложнилась, жену уволили с работы. и он принял решение эмигрировать. В 1978 г. он прибыл в Вену с израильской визой. Но через год, после длительного пребывания в Париже и Бирмингеме Александр Каждан поселился в США где работал в Центре изучения Византии в Дамбертон-Окс и вёл курс лекций в Принстонском университете.
После 1978 г. труды Александра Каждана, выдающегося ученого и талантливого просветителя, было вычеркнуто из российской жизни. Книги Каждана изымались из библиотек, статьи из научного оборота. В московском издательстве «Искусство» на 30 лет застряла рукопись его замечательной книги «Два дня из жизни Константинополя».
В США Каждан воспитал целую плеяду исследователей-византологов. Каждан не идеализировал византийские историю и культуру, не подгонял ее к каким-либо сусальным схемам. Каждан много писал о византийских корнях русского и восточно-европейского тоталитаризма. Во многом благодаря трудам Александра Каждана сегодняшний взгляд на византийскую и всю восточно-европейскую культуру и историю, в том числе, на православный компонент этой культуры, в мире в целом положителен, а интерес огромен. Благодаря Александру Каждану, его коллегам и ученикам, историческая наука смогла преодолеть предубеждения, избавилась как от лакированно-торжественных, так и от карикатурно-несправедливых стереотипов. Александр Каждан был одним из тех, кто работал для сближения культур, Востока и Запада, Америки и России.
Изданная в США в 1997 г. неполная библиография трудов Каждана насчитывает 692 названия.
- Каждан А.П. Византийская культура - М.:'Наука', 1968.
- Александр Каждан, Ли Шерри, Х.Ангелиди. История византийской литературы. 650—850 гг. Пер. с англ. — СПб. : Алетейя, 2002, 530 с. (сокр. перевод)
- Kazhdan, Alexander P. (editor) Oxford Dictionary of Byzantium, 2232 pages; Oxford University Press; 3-Volume Set edition (May 1991)
- А. П. Каждан, Г. Г. Литаврин Очерки истории Византии и южных славян 1958
- В поисках минувших столетий, М. Детская литратура 1963 г.
- Как человек сделал бога?
- От Христа к Константину, М. Знание 1965
- Никита Хониат и его время, М. Изд. Дмитрий Буланин 2005
- Византийская культура Алетейя, 2006
- Удивительный мир истории / Александр Каждан, М. Современник 1998
Стоимость диска -
290 рублей. Доставка почтой по территории Российской Федерации - 250 руб. Информация о скидках на странице 'Оплата заказа и скидки'.
Все права защищены. Аудиокнига предназначена для частного прослушивания. Воспроизведение (копирование), сдача в прокат, публичное прослушивание и передача в эфир без разрешения правообладателя запрещены.
|